Елесина Марина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244
«Мнемотехника, как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника».Аннотация: овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время и одновременно решает задачи, направленные на развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. Мнемотехника, является одним из эффективных методов в развитии речи детей дошкольного возраста. Ключевые слова: мнемотаблицы, связная речь, дошкольники, мнемоквадраты, мнемодорожки. В жизнедеятельности людей практически нет области, где бы ни использовалась речь, она необходима везде, и особенно она важна, на этапе обучения. От её качества зависит качество обучения. Правильная, чистая речь является одним из важнейших условий нормального развития человека. С помощью речи ребёнок легко включается в окружающий мир, познаёт его, учится выражать свои мысли, требования, желания. Мы живем в мире, где нас окружает непрерывный поток информации. Дети не успевают ее зачастую усваивать. Отсюда возникает проблема с ее воспроизведением. Кроме того, с каждым годом мы замечаем ухудшение в речевом развитии детей. К сожалению, в современном мире у детей всё чаще и чаще наблюдаются различные речевые нарушения, которые сильно ограничивают их взаимодействие с окружающим миром. Образная, обогащенная синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста сейчас явление достаточно редкое. В речи современных детей присутствует множество проблем: – маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения; – бедность диалогическая речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы; – бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты; – нарушение звукопроизношения, замедленное развитие связной речи. Такое слабое речевое развитие накладывает свой отпечаток на формирование и других психических процессов: у детей наблюдается сниженное внимание, пониженная вербальная память, а также низкая продуктивность запоминания. Одной из задач при развитии речи детей в дошкольном учреждении является обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно и логично излагать свои мысли. Однако детям тяжело длительно удерживать внимание, самостоятельно определять свойства объекта и затем последовательно составить рассказ о нем. Чтобы помочь детям в освоении связной речи необходимо,
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Известный факт, что наглядный материал у дошкольников усваивается гораздо эффективнее, позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительно полученную информацию, сохранять и воспроизводить её, в связи с чем, в настоящее время не перестаёт быть актуальной такое средство развития как мнемотехника.
Важность мнемотехники для детей дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте у детей доминирует наглядно –образная память, и запоминание имеет чаще всего непроизвольный характер: маленькие дети лучше всего запоминают явления, предметы, факты и события, присуще их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники упрощают процесс запоминания у детей и значительно расширяют объём их памяти путём появления дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники достаточно прост: когда человек в своём воображении сопоставляет несколько зрительных образов, мозг запоминает эту взаимосвязь. И в будущем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации его мозг воссоздаёт все ранее сопоставленные образы. Как и любая деятельность, мнемотехника строится по известному принципу: от простого к сложному. Здесь можно выделить три основных этапа: 1 этап: работа с мнемоквадратами. Мнемоквадрат — это структурная единица мнемотаблицы или мнемодорожки. Он представляет собой лист бумаги, на котором схематично отражается какой-либо предмет, признак или действие. 2 этап: работа с мнемодорожками. Мнемодорожки — это коллаж из мнемоквадратов, складывающий из нескольких изображений. Как правило, это 3–4 изображения. При помощи него дети учатся «читать» простые схемы из 2–4 символов и простые предложения из 2–3 слов без союзов и предлогов, заучивать стихи, рассказывать потешки и скороговорки, а также составлять различные истории. 3 этап: работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена некая информация. На каждое слово или словосочетание выдумывается картинка (изображение), то есть весь текст изображается схематично, глядя на эти изображения (схемы), ребенок легко запоминает и воспроизводит информацию. Именно для составления плана рассказа, пересказа, а также составления рассказов по изображению и серии изображений, описательного рассказа и применяются мнемотаблицы. Мнемотехнику можно применять в различных видах речевой деятельности: при пересказах произведений художественной литературы; при заучивании стихотворений, потешек и скороговорок; при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, а также при отгадывании и загадывании загадок. Мнемотехника многофункциональна, то есть её можно также с успехом использовать в любой образовательной области. Но наиболее широко приемы мнемотехники принято применять в речевом развитии детей. В результате обучения детей с использованием мнемотехники: - у детей расширяется круг познаний об окружающем мире; - открывается интерес к заучиванию стихотворений и потешек; - возникает желание пересказывать тексты и придумывать занимательные истории; - обогащается словарный запас; - дети преодолевают свою робость, застенчивость, обучаются свободно себя чувствовать перед аудиторией. Освоение приемов работы с мнемотаблицами способствует развитию главных психических процессов – внимания, памяти, образного мышления. Мнемотехника позволяет сделать процесс запоминания более творческим, интересным, и к тому же очень простым, а также способствует формированию у них одной из основных компетенций- владению устной коммуникацией, подготовке к продуктивному обучению в школе и успешной адаптации их в современном обществе. Литература: 1. Большева Т.В. «Универсальное учебное пособие фотоколлаж» - Ж.л., «Дошкольная педагогика №4», 2002. 2. Большева Т.В «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» - СПб. «Детство – Пресс», 2001. 3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.» СПб. «Детство-Пресс», 2001. 4. Катаева Л. И. «Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста» - М.: «Ком.Пульс», 1994. 5. Матюгин И. Ю. «Тактильная память» - М.: «Эйдос», 1991. 6. Поддьякова Н. Н. «Умственное воспитание дошкольника» - М.: «Педагогика», 1972. 7. Ткаченко Т.А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.» Серия: практическая логопедия. Издательство: Гном, 2004 20 августа 2022 в 00:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.